Программа правового образования
МОУ гимназии «Юридическая»
1.ВВЕДЕНИЕ
Правовое образование – неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования его правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание, независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством. В обществе приоритетными ориентирами для образования личности становится умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правового государства.
Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у учащихся:
- уважения к праву;
- собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества;
- компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации её гражданской позиции.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребёнка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Правовое и гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства учебного заведения, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.
Правовые знания приобретают характер универсального знания. Это напрямую связано с необходимостью роста национального самосознания и гармонизации межнациональных отношений. В условиях потребительской модели общества и общественного сознания особое значение приобрели права потребителя, правовая ответственность участников общественных правоотношений. Этим определяется выбор социально-правового профиля гимназии «Юридическая». Основами юридических знаний должны овладевать все учащиеся гимназии, независимо от выбранного ими личностного профиля. Правовая компетентность сегодня является одним из условий социальной защищённости выпускника.
Программа правового образования МОУ гимназии «Юридическая» основывается на Законе Российской Федерации «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепции структуры и содержания правового образования в школе», письме Министерства образования РФ от 15.01.2003 №13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации», Требованиях регионального образовательного стандарта по правовому образованию, Уставе гимназии.
Программа правового образования взаимодействует с Образовательной и Воспитательной программами гимназии.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГИМНАЗИИ
Правовое образование и воспитание личности в гимназии направлено на формирование гражданско-правовой компетентности личности каждого учащегося. Которая составляет совокупность готовности и способностей, позволяющих человеку активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике. Становление гражданско-правовой компетентности гимназистов неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание. Всё это определяет задачи по созданию условий для:
- формирования образовательной среды, обеспечивающей учебно-информационный блок правовых дисциплин углубленного уровня знаний, учитывающей индивидуально-личностные различия учащихся;
- формирования представлений о праве как об особой форме регулирования отношений в обществе, освоение правовой системы России и международного права;
- воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- формирования демократического уклада жизни гимназии, обеспечивающего учащимся умение отстаивать свои права, участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в гимназии;
- развития способности строить собственное правосообразное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей;
- проведения практикумов с моделированием типичных правовых ситуаций и социальных явлений, институтов демократии, практическое освоение навыков ведения дискуссии и отстаивания своей точки зрения;
- развития способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;
- коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;
- систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;
- конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.
Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.
Программа правового образования определяет своей главной целью:
«Формирование личности, уважающей право, демократические ценности, овладевшей основами правовых знаний, имеющей активную личную гражданскую позицию, любящую свою Родину, способную к социальной жизни в обществе».
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гражданско-правовое образование в гимназии представлено в учебной и воспитательной работе, в дополнительном образовании.
Гимназия «Юридическая» является муниципальным общеобразовательным учреждением, реализующим программы II и III ступени. Гимназия создана в 1993 году городским управлением образования как «Юридический лицей», который в 2002 году получил государственную аккредитацию и по типу учебного заведения и в соответствии с профилем переименован в МОУ гимназию «Юридическая». Имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по реализации программ основного общего и среднего полного образования и образовательной деятельности на основе оказания платных дополнительных услуг. Профильными учебными предметами гимназии в соответствии с учебным планом являются: обществознание, право, история, экономика; что определяет социально-правовой профиль гимназии.
Правовое образование реализуется через введение в учебный план предмета: "Основы правовых знаний" в 5, 6, 7, 8, 9 классах и «Основы правоведения» в 10-11 классах.
Профилизация предполагает: повышенный уровень изучения профильных учебных предметов за счёт вариативной части учебного плана:
5 класс: Основы правовых знаний (1 час)
Курс призван дать учащимся начальное правовое образование и начать формирование правовой культуры будущего полноправного гражданина Российской Федерации. Учащиеся поэтапно знакомятся с обществом и личностью в обществе, формируется основа их социальной и правовой компетенций. Курс знакомит с проблемами происхождения человека, первыми традиционными человеческими сообществами, их обычаями, с вопросами взаимоотношений в обществе, правилами, позволяющими предотвращать конфликты, обеспечивающими благополучие и порядок. Курс завершается изучением Закона как важного регулятора правовой жизни людей. Теоретический материал иллюстрируется примерами из реальной жизни, которые предлагается решить учащимся. Особое внимание уделяется проблемам взаимоотношений людей в обществе. В процессе обучения применяются методы проектно-ролевой игры, которые позволяют систематизировать знания и закрепить их.
6 класс: Основы правовых знаний (1 час).
Данный курс логически продолжает курс пятого класса. Однако на данной ступени образования больше внимания обращается на правовые аспекты взаимоотношений людей, статус гражданина государства, его права и обязанности. Курс носит практико-ориентированный характер. Учащиеся не только получают определённый объём знаний, но и отрабатывают имеющиеся навыки, умения в процессе игры. Оказавшись в воображаемом государстве, они пытаются выстроить порядок, наладить взаимоотношения местных жителей друг с другом, подсказать им, каким образом можно избежать конфликтов и дезорганизации в обществе. Тренинги и интерактивные формы систематизации, закрепление правовой информации предполагаются в основном в конце изучения курса, на этапе, когда у школьника сложились представления о государстве и праве как об особых институтах организации общества.
7 класс: Основы правовых знаний (1 час).
Материал данного курса достаточно абстрактен и содержит минимум конкретной правовой информации. Учащимся дается общее представление оправе, его зарождении и происхождении, о соотношении появления права и государственности. Курс знакомит с основами государства и права Российской Федерации, изложенными в Конституции РФ. Рассказывается о федеративном устройстве государства, о гражданстве, об органах государственной власти. Подробно рассматривается правовой статус ребёнка по международному и российскому законодательству. Учащиеся знакомятся с правоохранительными органами РФ, их структурой и статусом. Важное воспитательное значение имеет тема «Ловушка для подростков», в которой рассказывается о правонарушениях в среде несовершеннолетних, об опасности наркомании и способах вовлечения в преступную деятельность. Материал развивает у учащихся уважение к своему государству, Конституции, законам, правоохранительным органам, формирует правовую культуру личности.
В рамках дополнительного образования курс «Право в нашей жизни» (1 час).
Данный курс является практическим дополнением к школьному курсу седьмого класса. Учащиеся разбирают практические задачи по правовым взаимоотношениям, отрабатывают необходимые правовые умения, которые нужны для реальной жизни подростка.
8 класс: Основы правовых знаний (2 часа).
В ходе изучения материала курса учащиеся знакомятся с признаками и ролью права в обществе, источниками права и структурой правовой нормы, понятием и видами правовых отношений, их структурой. Важной частью курса является тема «Правонарушения и ответственности за их совершение», имеющая большое воспитательное значение. Учащиеся знакомятся с правовым статусом личности и гражданина РФ, особое внимание уделяется правовому статусу ребёнка как субъекта правоотношений. Курс продолжается подробным знакомством с Конституцией РФ, её структурой, основами конституционного строя нашей страны. Рассматривается правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов. Поднимаются проблемы построения правового государства и гражданского общества в России. В ходе изучения этого вопроса предусмотрены такие формы урока, как урок-дискуссия, написание эссе на темы: «Россия – правовое государство», «Гражданское общество в РФ» и другие. Завершается курс изучением основ избирательного права.
В рамках дополнительного образования – элективные курсы предпрофильного самоопределения.
9 класс: Основы правовых знаний (2 часа).
В выпускном классе основной общей школы рассматриваются основы отраслевого права. В разделе «Налоговое право» изучаются основы налоговой системы, права и обязанности налогоплательщиков.
В разделе «Административное право» учащиеся знакомятся с основами взаимоотношений граждан и органов государственной власти, с административной ответственностью как видом юридической ответственности.
В разделе «Уголовное право» даётся понятие преступления, уголовной ответственности, рассматривается система уголовных наказаний. Особое внимание уделяется уголовной ответственности несовершеннолетних.
В разделе «Семейное право» даётся понятие брака, условий его заключения, учащиеся знакомятся с правами и обязанностями супругов, родителей и детей.
В разделе «Гражданское право» дается характеристика имущественных отношений, их субъектов, праву собственности и основаниям его возникновения и прекращения, а также договорному праву.
В разделе «Трудовое право» учащиеся знакомятся с трудовым договором как основанием возникновения трудовых отношений, вопросами взаимоотношений сторон договора. Особое внимание уделяется трудовым правам несовершеннолетних.
Учебные предметы предпрофильной подготовки – Секретарско-офисная практика (1 час), Делопроизводство (1 час); в рамках дополнительного образования - элективные курсы предпрофильного самоопределения, летняя юридическая практика.
10 класс: Основы правоведения (2 часа).
Курс является составной частью модели непрерывного гражданско-правового обучения учащихся и органичной частью образовательной области «Обществознание».
Этот курс интегрирует современные социально-политические, экономические, правовые, нравственно-этические знания в целостную систему, рассчитанную на учащихся, профессионально ориентированных на поступление в юридические вузы.
В настоящей программе особое внимание обращено на проблемы государства и права, концентрированно отражающие исторический опыт прошлого и сегодняшний этап в развитии российского общества.
Курс включает в себя темы, посвящённые общей теории права и основам отраслевого права Российской Федерации. Подобная структура курса является вполне оправданной, поскольку без основных знаний, базовых понятий и специальной юридической терминологии, изучению и закреплению которых посвящены общетеоретические темы, невозможно усвоение основ отраслевого права, его специфики.
Учащимся предлагается изучить Конституционное(Государственное) право РФ, Административное право РФ, Трудовое право РФ. Данные отрасли являются базовыми и определяющими для всей российской правовой системы в целом и соответственно важнейшими для последующего понимания и усвоения материала курса «Основ правоведения» в 11 классе.
Экономика (2 часа), элективные учебные предметы: Информационные технологии и основы предпринимательской деятельности (1 час), Юридический практикум(1 час), Риторика(1 час). В рамках дополнительного образования – профильные сессии по выбору учащихся: социально-правовая, гуманитарная, социально-экономическая, физико-математическая; летняя юридическая практика.
11 класс: Основы правоведения (2 часа)
Курс является неотъемлемой частью курса 10 класса. В 11 классе изучаются основы Гражданского, Уголовного, Семейного, Жилищного, Экологического, Таможенного и Налогового права РФ. Особое внимание уделено основным положениям Международного права. Выбор тематики занятий позволяет максимально широко познакомить учащихся со всей системой права РФ и международными нормами, регулирующими широкий спектр правоотношений в рамках национального и международного законодательства.
Экономика (2 часа); элективные учебные предметы: Основы профессиональной деятельности юриста(1 час), Личность, общество, культура (1 час), Риторика(1 час); в рамках дополнительного образования – профильные курсы практикумы по выбору учащихся.
Логическим завершением курса является ведение «Дневника практики» во время прохождения летней юридической практики и подведение итогов практики на ежегодной конференции. На конференции присутствуют учащиеся прошедшие летнюю юридическую практику. Заслушиваются отчёты, признанные самыми лучшими. Приглашаются представители органов, где проходила практика гимназистов. За проведение практики и конференции отвечает работник гимназии, имеющий должность руководителя летней юридической практики учащихся.
Летняя юридическая практика проходит в Волгодонском городском народном суде, Службе судебных приставов, ОППН ОВД, Администрации г. Волгодонска, Службе участковых инспекторов, Уголовном розыске, Ассоциации потребителей г. Волгодонска и т.п.
На уроках всех предметов главными линиями проходят - уважение прав детей, прав человека, уважение закона, государственных символов.
Межпредметное интегрирование является основным в методическом поиске педагогического коллектива для снижения учебной нагрузки гимназистов, создания у них целостной мировоззренческой системы и гражданско-правовой становления подростков через все предметы.
- Литература:
правовая тематика в произведениях русской литературы;
- Русский язык:
тексты, работа с понятийным словарём, правописание понятий и терминов;
- Математика:
развитие логического мышления, задачи с использованием правовой тематики;
- История:
история развития государства и права на примере истории разных стран и истории России, знакомство с историческими правовыми документами;
- Обществознание:
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, приверженности к демократическим ценностям; умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях,
- Химия:
темы и уроки, связанные с экологическим, аграрным правом, деятельностью арбитражного суда; правовая ответственность за нарушение химической безопасности, право человека на безопасную окружающую среду;
- Физика:
ответственность человека за окружающую среду; патентное право, изобретения, открытия; общий уровень развития человека и его правовое поведение;
- География:
деятельность арбитражного суда (экономические споры), экологическое, аграрное право, международное право;
- Биология:
человек, его особенности как вида, право на благоприятную окружающую среду, психическое здоровье и т.д.;
- Иностранные языки:
понятийный словарь, тексты; правовая тематика в изучаемых темах;
- Физкультура:
"в здоровом теле - здоровый дух";
- ОБЖ:
правила поведения в ситуациях криминогенного характера; уголовная ответственность несовершеннолетних; законы и другие НПА РФ по обеспечению безопасности; права и ответственность военнослужащих;
- Технология:
умение работать с документами, печатать на машинке, составлять деловые бумаги;
На уроках обществознания, истории, правоведения, иностранных языков, литературы, секретарско-офисной практики, делопроизводства осуществляется социальное проектирование в учебной деятельности. Во внеурочной деятельности – на элективных курсах 8-9 классов, во внеклассных мероприятиях «Мой выбор», в детской организации «Перспектива XXI век».
Гражданско-правовое образование в гимназии включает в себя две ступени:
Основная школа 5-9 классы – формирует систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На этом этапе стержнем правового образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идёт обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм. Социальный и правовой практикумы во время летних каникул.
Средняя (полная) школа 10-11 классы – углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира.
Активно реализуется воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов. Дисциплины филологического, социально-общественного циклов обеспечивают личностно-эмоциональное осмысление учащимися опыта взаимодействия людей в прошлом, формируют у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма.
4.СИСТЕМА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Система правового воспитания в гимназии является неотъемлемой частью всего воспитательного процесса и ориентирована на ценности демократического общества. Главной составляющей содержания системы являются формирование у учащихся правовой культуры, гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, готовности к осознанному выбору будущей профессии.
Гимназия развивает демократический уклад жизнедеятельности, который основывается на:
- идее приоритета прав личности как в содержании учебно-воспитательного процесса, так и во всей организации жизни гимназии;
- демократизации гимназического управления, усилении его педагогического потенциала, обеспечении широкого участия членов всего коллектива в управлении гимназией, создании возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;
- открытости для внешнего мира;
- широком участии обучающихся в разработке и решении гимназических, местных и общественных проблем;
- создании в гимназии среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласования интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, через поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;
- создании в гимназии среды самоусовершенствования и обновления; правового пространства с развитием гимназического соуправления и самоуправления, чрез моделирование институтов демократии;
- учёте возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.
В основу правового воспитания положена идея полноценного участия
личности в решении общественно значимых задач общества. Для этого в гимназии созданы условия для формирования навыков социальной и юридической практики, на основе усвоения социальных наук.
Познавательная и творческая активность учеников раскрывается в исследовательской деятельности Научного общества гимназистов (НОГ). Организуется участие гимназистов в предметных олимпиадах по праву от городских до Всероссийских, в областной олимпиаде по избирательному праву, в городских, областных и Всероссийских научно-практических конференциях юных исследователей, конкурсах по праву.
Традиционными мероприятиями гимназии по правовому образованию и воспитанию являются:
- сентябрь – Встречи с работниками правоохранительных органов, деловая игра «Оснянка» по формированию органов ученического самоуправления, доведение до сведения учащихся 10-11 классов обновлённой информации о вузах, ссузах и подготовительных курсах, организация работы секций НОГ;
- октябрь – праздник День гимназии, конференция старшеклассников «Итоги летней юридической практики», экскурсии на Волгодонской таможенный пост 25 октября в День таможни;
- ноябрь – концерт «День милиции», сбор предварительной информации о профессиональных предпочтениях учащихся 9, 11 классов;
- декабрь – «Я – гражданин России» к Дню конституции и Дню прав человека, гимназическая научно-практическая конференция юных исследователей, 20 декабря – День работников органов безопасности;
- январь – деловая игра «Выборы»/ «Судебный процесс»/ «Молодость голосует», 12 января – День прокуратуры;
- февраль – юридический конкурс («Конкурс адвокатов»/ «Конкурс криминалистов»), встреча с представителями городского военного комиссариата, 23 февраля – День защитника Отечества, профориентационная работа с учащимися и родителями 9 классов, участие в областной олимпиаде по избирательному праву;
- март – круглый стол «Учителя – ученики: партнёрство в учебном общении»/ «Проблемы развития самоуправления» и т.п., 15 марта – Всемирный день прав потребителя;
- апрель – День профориентации;
- май – правовой практикум (ролевые игры, решение юридических задач, правовых ситуаций), подготовка проведения летней юридической практики, сбор информации о предварительном устройстве выпускников.
В течение года действует юридическая консультация для учащихся по правовым вопросам. Ведущими являются учащиеся 10-11х классов.
5.ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Приоритетной задачей правового образования является развитие обучающегося, которое обеспечит в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. В педагогическом плане это означает, что основным результатом образования должен стать набор современных ключевых умений в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной и информационной сферах.
Для решения этой задачи в организации учебного процесса гимназии применяются методы развивающие речь, критическое мышление, умение действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Новые методики, технологии деятельностного, информационного обучения являются приоритетными в преподавании права, социальных и гуманитарных дисциплин:
| ||||
|
|
Работа педагогического коллектива направлена на развитие демократической личностно-ориентированной системы непрерывного гуманитарного и гражданско-правового образования. Межпредметное интегрирование является основным в методическом поиске педагогического коллектива для снижения учебной нагрузки гимназистов, создания у них целостной мировоззренческой системы и гражданско-правовой становления подростков через все предметы. Методы обучения в гимназии, как в профильной школе, направлены на усвоение не столько… Продолжение »