МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
на 2012-2013 учебный год
Утверждена на заседании педагогического совета
от 28.08.2012 г., протокол № 1
г. Волгодонск
2012 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая» создана приказом управления образования города Волгодонска № 424 от 16.07.1993 г. как Юридический лицей в целях предоставления условий для реализации права граждан на образование, отбора и подготовки наиболее талантливой молодёжи для дальнейшего обучения в средних и высших юридических и других учебных заведениях. С 2002 года на основании Свидетельства о государственной аккредитации от 20 мая 2002 года Серия ОБ №0000911* определён вид учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая». Гимназия имеет лицензию 61 № 000573 на реализацию общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительных программ от 15 августа 2011 года, регистрационный № 1570 .
Гимназия успешно реализует правовой профиль, содержание образования направлено на реализацию профиля.
Учредителем гимназии является муниципальное образование г. Волгодонск, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования г. Волгодонска.
Юридический и фактический адрес гимназии: индекс 347370, г.Волгодонск, ул. Советская, 138, Ростовская область, Российская Федерация. Телефон и факс учреждения - (8639) 22-29-80, электронная почта gymnasia_yurid1@mail.ru. Сайт учреждения в сети интернет http://gymnasia-yurid.narod2.ru
Материальное оснащение гимназии позволяет решать уставные задачи. Гимназия располагает кабинетами химии, физики, информатики, двумя кабинетами математики, географии, четырьмя кабинетами иностранных языков, тремя кабинетами русского языка и литературы, кабинетами истории и права, четырьмя кабинетами начальных классов. Имеются малый спортивный зал, актовый зал на 120 посадочных мест, столовая на 90 посадочных мест, компьютеризированная библиотека, музыкальная студия, методический кабинет, кабинет психолога, кабинеты для администрации и обслуживающего персонала, гардероб для учащихся гимназии. На территории гимназии оборудованы две спортивные площадки.
Для разрешения стоящих перед гимназией образовательных задач имеются необходимые предпосылки:
- концептуально-нормативная база (Устав гимназии, Программа развития, Образовательная программа, локальные акты)
- опытные педагогические кадры;
- опыт предоставления дополнительных образовательных услуг, выходящих за рамки базовых программ и государственных стандартов;
- опыт профильного обучения;
- развитые связи на основе договоров о сотрудничестве и совместной работе с учреждениями дополнительного образования.
Гимназия реализует собственную модель профильной школы. Основу модели составляют базовый, профильный и элективный (дополнительные образовательные услуги) компоненты содержания образования, которые предоставляют учащимся возможность получить общеобразовательные знания, обеспечивают получение углубленных знаний по истории, обществознанию и праву, индивидуализацию и дифференцированный подход в предоставлении запрашиваемых учебных услуг. Это поддерживается развивающими методами обучения, профильной вариативностью, и системой личностного выбора практических занятий в дополнительном образовании.
Гимназия на основании приказов Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 756 от 06.04.2001 и №700 от 15.04.2005 участвовала в:
1. эксперименте по апробации новой структуры и содержания общего среднего образования (2001-2003 годы);
2. эксперименте по апробации профильного обучения (2003-2005 годы);
3. совершенствовании системы профильного обучения (2006-2008 годы).
Гимназия является опорным общеобразовательным учреждением Управления образования города по методической работе (приказ № 330 от 21.07.2003).
В 2006 году МОУ гимназия «Юридическая» стала победителем конкурса ПНПО общеобразовательных учреждений РФ, реализующих инновационные образовательные проекты.
В 2006-2009 гг. гимназия эффективно работала по проекту «Совершенствование модели профильной школы с отработкой механизмов индивидуализации и дифференциации на основе здоровьесберегающих технологий». Результатами этой работы стали:
- повышение качества обученности каждого ученика;
- создание системы мониторинга здоровья и физического состояния учащихся;
- создание правового ресурсного центра гимназии и построение системы связей с образовательными учреждениями и социумом;
- развитие творческих способностей каждого ученика.
В поиске путей совершенствования и структурирования внутришкольного взаимодействия и социального партнёрства в гимназии сложилась эффективная, позволяющая качественно решать задачи деятельности субъектов, система кластерного управления образовательным процессом. Данная система является методом стимулирования и точкой роста инновационной деятельности гимназии, способствующей динамике успешности каждого учащегося.
С 2010 года гимназия «Юридическая» работает над реализацией цели: «Создание условий для развития личности ребёнка, его субъектности и индивидуальности, поддержка каждого в его индивидуальном саморазвитии и самоопределении» инновационного проекта 2010 – 2013 гг. «Создание системной модели управления личностным развитием учащихся».
Педагогический коллектив гимназии ведёт постоянный поиск качественно новых форм организации работы по индивидуализации процесса обучения и воспитания, выявлению и поддержке одарённых детей. С 2003 года гимназия реализует методику личных достижений учащихся – «учебного портфолио», с целью формирования умений у каждого ученика быть успешным в учёбе, творчестве и социальной деятельности.
Разработаны, апробированы и введены в практику текущего применения индивидуальные образовательные программы. Работа по программам ведётся с учениками, вошедшими в Банк данных одарённых детей гимназии, в котором в 2009-2010 учебном году 128 учащихся, в 2010 -2011 учебном году – 132 учащихся, в 2011-2012 учебном году – 127 учащихся.
Ежегодно учащиеся гимназии под руководством учителей физической культуры составляют «Индивидуальные программы физического развития», которые нацелены на формирование у каждого гимназиста мотивации на сохранение и укрепление здоровья, на здоровый образ жизни.
Особой задачей коллектива является вовлечение каждого учащегося в творческие конкурсы, олимпиады, конференции юных исследователей. Это позволило добиться высокой эффективности работы по программе «Одарённые дети». Динамика достижений гимназистов во Всероссийской олимпиаде школьников (муниципальный, региональный и заключительный этапы) за три года показывает самый высокий процент успешности в городе – более 7% от числа всех учащихся.
Ежегодно в конкурсных мероприятиях участвует более 70% учащихся гимназии. В соответствии с этим растет и число победителей и призёров конкурсов. Театральная студия «Лицедеи», танцевальный коллектив «Радость» и музыкальная студия «Солнышко» в течение последних пяти лет являются лауреатами городского конкурса детского творчества.
Содержание образования в гимназии неразрывно связано с воспитательной системой учреждения, где главным является исторически сложившийся уклад. Воспитательные усилия педагогов гимназии направлены на создание целостной системы, воспитывающей гармонично развитую личность, владеющую культурными общечеловеческими и духовными ценностями, правовым сознанием, имеющую гражданскую ответственность, способную к самоопределению. Воспитание осуществляется на основе Воспитательной программы гимназии.
Главными направлениями воспитательной работы являются:
- формирование гражданственности, патриотизма, уважения прав человека;
- формирование представлений о нравственности через опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- формирование готовности к осознанному выбору будущей профессии;
- формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств;
- формирование навыков здорового образа жизни.
Воспитательная работа направлена на реализацию Модели профильной школы, где содержание образования опирается на созданный уклад гимназии (культуру образовательного учреждения) и интеграцию образовательного процесса с социумом. Его основными составляющими стали общественная практика: Совет старшеклассников, Гимназический парламент, детская общественная организация «Перспектива» и её Президент, ежегодно избираемый демократическим путём; исследовательская практика НОГ (научное общество гимназистов). Неразрывна интеграция образовательного процесса с социумом: социальная практика: общественно значимая внеклассная работа учащихся, дружба с детским домом, посылки солдатам и помощь дому престарелых; ежегодная летняя юридическая практика 9, 10 классов в органах правопорядка и юстиции города, связь с вузами и Центрами дополнительного образования.
В течение всего учебного года организуется горячее питание школьников. Регулярно 75 % учащихся гимназии охвачены горячим питанием. 25 % гимназистов пользуются буфетной продукцией. Ученики 1, 2 и 3 классов обеспечены бесплатным молоком – 3 раза в неделю. 75 учеников гимназии посещающих группы продленного дня, где получают горячее питание 2 раза – горячий завтрак и обед из родительских средств, учащиеся из малообеспеченных семей получают горячее питание в группе продленного дня бесплатно.
Высокий уровень научно-методического потенциала гимназии обеспечивает высококвалифицированный стабильный педагогический коллектив. Кадровый потенциал - это 29 педагогов, из них 16 имеют высшую квалификационную категорию, 8 – первую категорию, 1 – вторую категорию, 2 – «почетный работник общего образования», 5 награждены грамотами Министерства образования и науки РФ , 6 победителей конкурса лучших учителей РФ общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование, Чекусова Н.Б. дважды стала победителем конкурса лучших учителей РФ в 2008 г. и в 2011 г., Мартыненко А.В., Брежнева Н.Н. награждены премией губернатора Ростовской области за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование, Мартыненко А.В. в рамках Года учителя в 2010 году награжден премией мэра г. Волгодонска «За личный вклад в развитие образования города». Средний возраст педагогов гимназии составил 42 года, что соответствует самому работоспособному и опытному возрасту. Соотношение педагогов к обучающимся составляет 1: 14,5.
Гимназия создает необходимые условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования.