Konccepcciya_vospitatelnoi_sistemy_2.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ»
Воспитательная программа
Государственная политика в области образования
основывается на следующих принципах:
1)гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья че-
ловека, свободного развития личности. Воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам
и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье.
Статья 2. Закон РФ «Об образовании»
г. Волгодонск
Введение
Воспитательная программа (далее – Программа) МОУ гимназии «Юридическая» разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, Минимального социального стандарта по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования, с учётом тенденций социально-культурных ценностей региона, особенностей контингента учащихся и реальных возможностей гимназии.
В Программе даются основные характеристики модели ученика гимназии по ступеням обучения, содержание воспитательного процесса и система отслеживания эффективности воспитания в гимназии.
Данная Программа является содержательным расширением Концепции воспитательной системы МОУ гимназии «Юридическая», которая определяет целевые ориентиры и принципы построения этой системы. Программа направлена на повышение статуса воспитательной работы, эффективность управления воспитательным процессом, внедрение новых воспитательных технологий, организацию здоровой социально-культурной среды для становления социально активной конкурентоспособной личности, умеющей самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.
Характеристика воспитательной системы гимназии опирается на нравственные общечеловеческие ценности, принципы гуманизации и демократизации и ориентирована на выполнение социального заказа общества. Непрерывность воспитательного процесса обеспечивается взаимодействием процесса обучения и воспитания, широким спектром дополнительных образовательных услуг гимназии и деятельностью в социуме.
Гимназия «Юридическая», являясь общеобразовательным учреждением социально-правового профиля, воспитывает в учащихся гражданско-правовую компетентность и гражданское самосознание, что требует построения воспитательного процесса на основах демократического уклада жизнедеятельности и основополагающих правовых нормах. На демократических принципах построена система детского самоуправления гимназии в классных коллективах, совете старшеклассников, Парламенте, Научном обществе гимназистов, в детской организации «Перспектива».
Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для свободного развития творческой личности каждого учащегося в едином гимназическом сообществе, формирование знаниевых основ системы отношений личности к социально значимым ценностям, обновление механизмов и содержания воспитания, в соответствии с требованиями времени.
Воспитательная программа взаимодействует с Уставом гимназии, Образовательной программой, Программой правового образования, целевыми программами «Одарённые дети» и «Здоровье»
Модель от ученика до выпускника
В соответствии с Концепцией воспитательной системы гимназии разработан желаемый образ, который представлен моделью выпускника. Данный образ аккумулирует наиболее важные качества личности, которыми должен обладать учащийся, чтобы успешно справляться с возложенными на него социальными функциями, реализовать свои возможности и жизненные амбиции, стать подлинно счастливым человеком.
Системой целевых индикаторов и показателей, отражающих приоритеты воспитания личности, является моделирование процесса развития учащихся в соответствии с возрастными, психологическими параметрами и по ступеням обучения. Программа предполагает определять модельные уровни по трём группам:
I группа – модель ученика II ступени обучения 5 – 7 классы,
II группа – модель ученика II ступени обучения 8 – 9 классы,
III группа – модель выпускника III ступень обучения 10 – 11 классы.
Основными составляющими образа ученика в каждой группе стали:
- высокий уровень базовой подготовки по основам наук всех учебных дисциплин;
- обладание основами современного научного мировоззрения и единой картины мира;
- личный опыт нравственного общественного поведения и гражданской активности
- владение культурными общечеловеческими и духовными ценностями;
- владение основами правовых знаний, психологической и физической культуры;
- способность к самореализации и осознанному жизненному самоопределению;
- к творческой деятельности на благо Отечества, родного края и всего человечества.
- личность, любящая себя и других, обладающая благодарной памятью о Гимназии.
Психолого-педагогическое сопровождение модели ученика основано в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Учёт индивидуальных, возрастных особенностей и закономерностей развития и поведения служит предпосылкой для определения способов и средств воспитания. Индивидуальные особенности каждого гимназиста в течение всех лет учёбы заносятся классным руководителем и психологом гимназии в личную «Карту развития ученика».
Психологические особенности возрастных параметров определяются в соответствии с группой модели ученика:
I группа - Чувство взрослости, стремление к самостоятельности, критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений.
II группа - Трудность роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу, повышенная возбудимость, частная смена настроения, неуравновешенность, заметное развитие волевых качеств, потребность в общении, потребность в самоутверждении в деятельности, имеющей личностный смысл.
III группа - Интенсивная форма личности (оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения). Форма самосознания, самоопределения. Стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию. Критическое отношение к взрослым. Философско-романтический возраст. Психосексуальные ориентации.
Учёт возрастных психологических особенностей учащихся определяет основные аспекты воспитательной работы:
Аспекты воспитательной работы | I группа | II группа | III группа |
1. Образова-тельный | - высокая обучаемость; - успешность в учебной деятельности; - развитие способностей к самообразованию | ||
- принятие знаний как ценностей; - высокая познавательная активность | - способность поступить в вузы; - развитие интеллектуа-льной способности | ||
2. Социальный | - высокая культура межличностных отношений
- развитые коммуникативные способности | - способность устанав-ливать позитивные взаимоотношения со сверстниками, младшими и старшими гимназистами - развитая саморегуляция | - способность к решению соц. проблем; - социальная адаптированность; - способность к рефлексии взаимоотношений |
3. Творческо-индивидуальный | - готовность, способность быть самим собой; - развитие позитивной Я – концепции; - развитие творческой способности. | - готовность выступать субъектом жизнедеятельности; -потребность в самоактуализации и в самопознании; - навыки деятельности в каком-либо виде искусность | - духовность, богатый внутренний мир; - навыки самореализации и достижения успеха;
|
4. Культурный | - готовность и способность к усвоению культуры; - культура общения; - знания учреждений культуры | - культура самовыражения; - толерантность; - гуманитарный стиль мышления | - способность к созданию культурных ценностей; - интеллигентность |
Реализация аспектов воспитательной работы основывается на критериях воспитанности гимназистов:
Качества личности | I группа | II группа | III группа |
1. Граждан- ственные | - активное участие в делах класса; -требовательность к своим поступкам и поведению друзей; -привычка помогать товарищам; - знание истории Родины и Донского края | - активное участие в делах класса и гимназии, проявле-ние инициативы; -выполнение совместных решений; - интерес к событиям России | - борьба за честь гимназии; - бескорыстие; - готовность помогать друзьям и незнакомым людям; - интерес к культуре своего народа и мировой культуре, добровольное участие в интернациональных мероприятиях; - бережное отношение к государственной собственности и готовность защищать Родину. |
- бережное отношение к имуществу гимназии и оборудованию | |||
2. Гуманисти-ческие | - любовь к людям, доброжелательное отношение к окружающим, заботливое отношение ко всему живому | - готовность оказывать помощь нуждающимся, понимание ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенность каждой человеческой личности | - непримеримость к антигуманным поступкам людей; - терпимость и доброжелате-льность ко всем людям, независимо от вероисповеда-ния, национальности, положения в обществе |
3. Творческие | - участие в работе кружков, студий;
- посещение выста-вок, музеев, участие в краеведческой работе | - участие в работе детских организаций; - чтение книг и методической литературы, выписывание и изучение специальных журналов
| - стремление внести новое в личную деятельность, в работу класса, общественных организаций; - целенаправленное самообразование, знания и понимание произведений классического и народного искусства |
4. Социально-психологические | - стремление обходиться без посторонней помощи; - исполнение обещаний | - наличие навыков самостоятельного труда и поведения; - способность признать собственные ошибки | - нетерпимость ко лжи, обману, воровству, борьба за порядок и организованность в коллективных делах; - сила воли, успехи в самовоспитании; |
5. Экологичес-кие и экономи-ческие | - осознавать объективное многообразие мира и взаимосвязь человека, животного, природы - знать стоимость основных продуктов | - не употреблять и знать о вреде для здоровья алкоголя. никотина, наркотиков, знать и выполнять основы сексуальной этики; - знать стоимость и качество продуктов | - знать состояние своего здоровья, уметь сохранять и поддерживать его;
- знать сущность основных международных документов |
Мониторинг воспитательной работы
Модель учащихся гимназии и выпускника является ориентиром и основой всей воспитательной работы. Все возрастные группы расписаны во желаемым результатам и по времени обучения. В соответствии с этим и выстроен долгосрочный мониторинг эффективности воспитательной работы. Его задачами являются:
- своевременно оценивать педагогические действия по формированию личности гимназистов;
- обеспечивать обратную связь для анализа деятельности по заявленным результатам;
- адекватно и своевременно оценивать степень и причины отклонения от модели.
Мониторинг проводится с опорой на данные педагогической и психологической диагностики. Методы и методики диагностики подобраны соответственно всем трём группам, учитывают особенности возраста учащихся, периоды возрастных кризисов.(Диагностические карты – Приложение №1)
Диагностика личности является основой всего воспитательного процесса и рассматривает следующие потенциалы:
- личностные особенности (классный руководитель, учителя-предметники, психолог, заместитель директора по ВР);
- состояние здоровья и физического развития (фельдшер, организатор спортивно-массовой работы, классный руководитель);
- социально-экономическое положение семьи (социальный педагог, психолог, классный руководитель, зам. директора по ВР);
- знания, умения, навыки (учителя-предметники, психолог);
- интересы и склонности (классный руководитель, психолог, куратор ДОУ);
- способности (классный руководитель, психолог);
- любимые занятия в свободное время (классный руководитель, зам. директора по ВР).
Успешность воспитания определяется при усвоении не менее чем половиной учащихся компонентов личности, определяемых в модели ученика. Система специальных тестовых заданий направлена на изучение обучающимися социально-нравственных понятий, состояния взаимодействия педагогов и учащихся. Во время родительских собраний проводится мониторинг изучения удовлетворённости родителей жизнедеятельностью гимназии. Все методики по эффективности воспитательной системы соответствуют требованиям федеральных нормативных правовых актов.
Содержание воспитательной работы
Формирование представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей | Учитель и ученик: взаимопонимание, взаимодействие, сотрудничество | Ученик – ученик: взаимоотношения, взаимодействие | Культура учреждения: быт, уклад, отношения и градации | Творчество и индивидуальность |
Содержание воспитания | ||||
1.Выработка у учащихся нравственных качеств: созидательная, личная и общественная деятельность, видение вариативности достижения цели, выполнение личных обязательств, умение планировать и самоконтролировать свою деятельность, защита личных убеждений. 2.Изучение индивидуальных особенностей каждого ученика | 1.Развитие у учащихся интереса и интеллектуальных умений, необходимых для творческой деятельности. 2.Создание ситуаций переживания детьми чувства поддержки и взаимопонимания. 3.Обучение детей умению видеть практическую необходимость полезной деятельности и владеть способами выполнения их с учетом требования «не навреди всем» | 1.Усвоение учащимися понятий «культура», «культура социальных отношений, включая правовое и экономическое. 2.Создание практических нормативных документов по обеспечению воспитательной работы: Концепции воспитательной работы гимназии, Программы воспитательной работы, плана воспитательной работы в соответствии с федеральными нормами и стандартами. | 1.Работа над умением детей планировать свою работу и видеть варианты реализации плана. 2.Обучение учащихся использованию специальных методов творческой деятельности: метод «мозгового штурма», контрольных вопросов, синтетика т.д. 3.Воспитатние у детей умений более высокого уровня – находить проблемы 4.Создание условий для развития у детей умения критиковать конструктивно идею, а не ее автора | |
Воспитательные мероприятия | ||||
1.Повышение уровня воспитательной направленности уроков | 1.Повышение уровня организации классного самоуправления в классе | 1.Проведение традиционных для гимназии мероприятий в рамках принятого плана воспитательной работы. 2.Проведение мероприятий, способствующих изучению нормативной базы гимназии (Совет старшеклассников, работа ученического Парламента) | 1.Проведение мероприятий по активизации культуры общения гимназистов. 2.Проведение тематических классных часов |
Формирование гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека | Учитель и ученик: взаимопонимание, взаимодействие, сотрудничество | Ученик – ученик: взаимоотношения, взаимодействие | Культура учреждения: быт, уклад, отношения и градации | Творчество и индивидуальность |
Содержание воспитания | ||||
1.Формирование гражданственной компетенции ученика: готовность и способность активно и ответственно реализовать весь комплекс гражданственных прав и обязанностей, умение применять свой опыт на практике. 2.Формирование основополагающих ценностей российского общества, определения гражданственного самосознания. 3.Организация правового пространства с целью ориентирования в этом пространстве, создания ситуации проживания в этом пространстве, в т.ч. ситуации неожиданные, в которых нужно найти свой способ поведения и отношения | 1.Формирование умения создавать вокруг себя и своих товарищей среды взаимоуважения, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласованности в деятельности с другими учащимися. | 1.Создание в гимназии демократического уклада жизни. 2.Выработка у учащихся идей патриотизма. 3.Выработка основ демократизации в рамках работы гимназического самоуправления | 1.Создание условий для индивидуальной творческой работы в рамках проводимых мероприятий городского масштаба. 2.Формирование принципов гражданственного патриотизма за родную гимназию, готовность отстаивать честь родного учебного учреждения в рамках проводимых городских мероприятий | |
Воспитательные мероприятия | ||||
1.Проведение мероприятий париотического характера,
направленных на формирование гражданственной компетенции ученика: готовность и способность активно и ответственно реализовать весь комплекс гражданственных прав и обязанностей, умение применять свой опыт на практике. 2.Формирование основополагающих ценностей российского общества, определения гражданственного самосознания.
| 1.Организация участия в работе гимназической детской организации «Перспектива – 21 век». 2.Разработка социальных проектов. 3.Организация работы " | 1.Проведение традиционных для гимназии мероприятий в рамках принятого плана воспитательной работы. 2.Организация работы по выполнению плана работы с ветеранами. | 1.Участие в городских научно – практических конференциях, в творческих конкурсах. |
Формирование физической культуры, навыков здорового образа жизни | Учитель и ученик: взаимопонимание, взаимодействие, сотрудничество | Ученик – ученик: взаимоотношения, взаимодействие | Культура учреждения: быт, уклад, отношения и градации | Творчество и индивидуальность |
Содержание воспитания | ||||
1.Организация работы по укреплению здоровья учащихся с учетом их возрастных особенностей. 2.Сосавление правильного режима дня. 3.Формирование у учащихся потребности к ведению здорового образа жизни, а так же устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, спорту, здоровому образу жизни. | 1.Формирование умения создавать вокруг себя и своих товарищей среды здорового образа жизни. | 1.Создание в гимназии атмосферы здорового образа жизни. 2.Разработка плана работы гимназии в соответствии с сан.эпид нормами. 3.Развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры. | 1.Выработка у учащихся потребности в создании индивидуального режима дня, планирование своей работы в соответствии с составленным режимом. 2.Участие в гимназических и городских спортивных мероприятиях. | |
Воспитательные мероприятия | ||||
1.Проведение тематических классных часов по здоровому образу жизни. 2.Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся. 3.Проведение тематических родительских собраний по информированию родителей о состоянии здоровья учащихся и формированию правильного и здорового образа жизни детей в социуме. | 1.Участие в спортивных мероприятиях с целью пропаганды здорового образа жизни и умения работать в команде. 2.Участие в проведении внеклассных мероприятий по здоровому образу жизни («День здоровья», тематические спортивные мероприятия и соревнования). | 1.Организация работы гимназического Парламента и Совета старшеклассников в выработке свода правил и положений по здоровому образу жизни. 2.Выпуск газет детской организации гимназии «Перспектива – 21 век» - «Здоровый образ жизни». 3.Проведение тематических лекториев по здоровому образу жизни с приглашением спец. | 1.Участие в городских и гимназических акциях по пропаганде и ведению здорового образа жизни. 2.Умение проявлять физическую активность.
|