За честь и достоинство!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия "Юридическая"

г.Волгодонска Ростовской области

Konccepcciya_vospitatelnoi_sistemy_2.doc

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ»


Воспитательная программа


Государственная политика в области образования

основывается на следующих принципах: 

1)гуманистический характер образования, приоритет

общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья че-

 ловека, свободного развития личности.  Воспитание 

гражданственности, трудолюбия, уважения к правам 

и свободам человека, любви к окружающей природе,

Родине, семье.

Статья 2. Закон РФ «Об образовании»                            

 

 

 

 

                                                 г. Волгодонск

 

Введение

          Воспитательная программа (далее – Программа) МОУ гимназии «Юридическая» разработана в соответствии с требованиями Закона РФ  «Об образовании», Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, Минимального социального стандарта по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования, с учётом тенденций социально-культурных ценностей региона, особенностей контингента учащихся и реальных возможностей гимназии.

         В Программе даются основные характеристики модели ученика гимназии по ступеням обучения, содержание воспитательного процесса и система отслеживания эффективности воспитания в гимназии.

         Данная Программа является содержательным расширением Концепции воспитательной системы  МОУ гимназии «Юридическая», которая определяет целевые ориентиры и принципы построения этой системы. Программа направлена на повышение статуса воспитательной работы, эффективность управления воспитательным процессом, внедрение новых воспитательных технологий, организацию здоровой социально-культурной среды для становления социально активной конкурентоспособной личности, умеющей самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.

         Характеристика воспитательной системы гимназии опирается на нравственные общечеловеческие ценности, принципы гуманизации и демократизации и ориентирована на выполнение социального заказа общества. Непрерывность воспитательного процесса обеспечивается взаимодействием процесса  обучения и воспитания, широким спектром дополнительных образовательных услуг гимназии и деятельностью  в социуме.

         Гимназия «Юридическая», являясь общеобразовательным учреждением социально-правового профиля, воспитывает в учащихся гражданско-правовую компетентность и гражданское самосознание, что требует построения воспитательного процесса на основах демократического уклада жизнедеятельности и основополагающих правовых нормах. На демократических принципах построена система детского самоуправления гимназии в классных коллективах, совете старшеклассников, Парламенте, Научном обществе гимназистов, в детской организации «Перспектива».

         Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для свободного развития творческой личности каждого учащегося в едином гимназическом сообществе, формирование знаниевых основ системы отношений личности к социально значимым ценностям, обновление механизмов и содержания воспитания, в соответствии с требованиями времени.

         Воспитательная программа взаимодействует с Уставом гимназии, Образовательной программой, Программой правового образования, целевыми программами «Одарённые дети» и «Здоровье»

 

 

Модель от ученика до выпускника

 

 

В соответствии с Концепцией воспитательной системы гимназии разработан желаемый образ, который представлен моделью выпускника. Данный образ аккумулирует наиболее важные качества личности, которыми должен обладать учащийся, чтобы успешно справляться с возложенными на него социальными функциями, реализовать свои возможности и жизненные амбиции, стать подлинно счастливым человеком.

Системой целевых индикаторов и показателей, отражающих приоритеты воспитания личности, является моделирование процесса развития учащихся в соответствии с возрастными, психологическими параметрами и по ступеням обучения. Программа предполагает определять модельные уровни по трём группам:

I группа – модель ученика II ступени обучения 5 – 7 классы,

II группа – модель ученика II ступени обучения 8 – 9 классы,

III группа – модель выпускника III ступень обучения 10 – 11 классы.

Основными составляющими образа ученика в каждой группе стали:

  • высокий уровень базовой подготовки по основам наук всех учебных дисциплин;        
  • обладание основами современного научного мировоззрения и единой картины мира;
  •  личный опыт нравственного общественного поведения и гражданской активности
  • владение культурными общечеловеческими и духовными ценностями; 
  • владение основами правовых знаний, психологической и физической культуры;
  • способность к самореализации  и осознанному жизненному самоопределению;
  • к творческой деятельности на благо Отечества, родного края и всего человечества.
  • личность, любящая себя и других, обладающая благодарной памятью о Гимназии.

    Психолого-педагогическое сопровождение модели ученика основано в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Учёт индивидуальных, возрастных особенностей и закономерностей развития и поведения служит предпосылкой для определения способов и средств воспитания. Индивидуальные особенности каждого гимназиста в течение всех лет учёбы заносятся классным руководителем и психологом гимназии в личную «Карту развития ученика».

         Психологические особенности возрастных параметров определяются в соответствии  с группой модели ученика:

 

I группа - Чувство взрослости, стремление к самостоятельности, критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений.

 

II группа - Трудность роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу, повышенная возбудимость, частная смена настроения, неуравновешенность, заметное развитие волевых качеств, потребность в общении, потребность в самоутверждении в деятельности, имеющей личностный смысл.

 

III группа - Интенсивная форма личности (оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения). Форма самосознания, самоопределения. Стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию. Критическое отношение к взрослым. Философско-романтический возраст. Психосексуальные ориентации.

 

         Учёт возрастных психологических особенностей учащихся определяет основные аспекты воспитательной работы:

 

Аспекты воспитательной работы

I группа

II группа

III группа

1. Образова-тельный

-          высокая обучаемость;

-          успешность в учебной деятельности;

-          развитие способностей к самообразованию

-          принятие знаний как ценностей;

-          высокая познавательная активность

- способность поступить в вузы;

- развитие интеллектуа-льной способности

2. Социальный

- высокая культура межличностных отношений

 

- развитые коммуникативные способности

- способность устанав-ливать позитивные взаимоотношения со сверстниками, младшими и старшими гимназистами

- развитая саморегуляция

- способность к решению соц. проблем;

- социальная адаптированность;

- способность к рефлексии взаимоотношений

3. Творческо-индивидуальный

- готовность, способность быть самим собой;

- развитие позитивной Я – концепции;

- развитие творческой способности.

- готовность выступать субъектом

жизнедеятельности;

-потребность в самоактуализации и в самопознании;

- навыки деятельности в каком-либо виде искусность

- духовность, богатый внутренний мир;

- навыки самореализации и достижения успеха;

 

4. Культурный

- готовность и способность к усвоению культуры;

- культура общения;

- знания учреждений культуры

- культура самовыражения;

- толерантность;

- гуманитарный стиль мышления

- способность к созданию культурных ценностей;

- интеллигентность

 

Реализация аспектов воспитательной работы основывается на критериях воспитанности гимназистов:

Качества личности

I группа

II группа

III группа

1. Граждан-

ственные

- активное участие в делах класса;

-требовательность к своим поступкам и поведению друзей;

-привычка помогать товарищам;

- знание истории Родины и Донского края

- активное участие в делах класса и гимназии, проявле-ние инициативы;

-выполнение совместных решений;

- интерес к событиям России

- борьба за честь гимназии;

- бескорыстие;

- готовность помогать друзьям и незнакомым людям;

- интерес к культуре своего народа и мировой культуре, добровольное участие в интернациональных мероприятиях;

- бережное отношение к государственной собственности и готовность защищать Родину.

- бережное отношение к имуществу гимназии и оборудованию

2. Гуманисти-ческие

- любовь к людям, доброжелательное отношение к окружающим, заботливое отношение ко всему живому

- готовность оказывать помощь нуждающимся, понимание ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенность каждой человеческой личности

- непримеримость к антигуманным поступкам людей;

- терпимость и доброжелате-льность ко всем людям, независимо от вероисповеда-ния, национальности, положения в обществе

3. Творческие

- участие в работе кружков, студий;

 

- посещение выста-вок, музеев, участие в краеведческой работе

- участие в работе детских организаций;

- чтение книг и методической литературы, выписывание и изучение специальных журналов

 

- стремление внести новое в личную деятельность, в работу класса, общественных организаций;

- целенаправленное самообразование, знания и понимание произведений классического и народного искусства

4. Социально-психологические

- стремление обходиться без посторонней помощи;

- исполнение обещаний

- наличие навыков самостоятельного труда и поведения;

- способность признать собственные ошибки

- нетерпимость ко лжи, обману, воровству, борьба за порядок и организованность в коллективных делах;

- сила воли, успехи в самовоспитании;

5. Экологичес-кие и экономи-ческие

- осознавать объективное многообразие мира и взаимосвязь человека, животного, природы

- знать стоимость основных продуктов

- не употреблять и знать о вреде для здоровья алкоголя. никотина, наркотиков, знать и выполнять основы сексуальной этики;

- знать стоимость и качество продуктов

- знать состояние своего здоровья, уметь сохранять и поддерживать его;

 

- знать сущность основных международных документов

 

Мониторинг воспитательной работы

 

         Модель учащихся гимназии и выпускника является ориентиром и основой всей воспитательной работы. Все возрастные группы расписаны во желаемым результатам и по времени обучения. В соответствии с этим и выстроен долгосрочный мониторинг эффективности воспитательной работы. Его задачами являются:

  • своевременно оценивать педагогические действия по формированию личности гимназистов;
  • обеспечивать обратную связь для анализа деятельности по заявленным результатам;
  • адекватно и своевременно оценивать степень и причины отклонения от модели.

Мониторинг проводится с опорой на данные педагогической и психологической диагностики. Методы и методики диагностики подобраны соответственно всем трём группам, учитывают особенности возраста учащихся, периоды возрастных кризисов.(Диагностические карты – Приложение №1)

          Диагностика личности является основой всего воспитательного процесса и рассматривает следующие потенциалы:

  • личностные особенности (классный  руководитель, учителя-предметники, психолог, заместитель директора по ВР);
  • состояние здоровья и физического развития (фельдшер, организатор спортивно-массовой работы, классный руководитель);
  • социально-экономическое положение семьи (социальный педагог, психолог, классный руководитель, зам. директора по ВР);
  • знания, умения, навыки (учителя-предметники, психолог);
  • интересы и склонности (классный руководитель, психолог, куратор ДОУ);
  • способности (классный руководитель, психолог);
  • любимые занятия в свободное время (классный руководитель, зам. директора по ВР).

Успешность воспитания определяется при усвоении не менее чем половиной учащихся компонентов личности, определяемых в модели ученика. Система специальных тестовых заданий направлена на изучение обучающимися социально-нравственных понятий, состояния взаимодействия педагогов и учащихся. Во время родительских собраний проводится мониторинг изучения удовлетворённости родителей жизнедеятельностью гимназии. Все методики по эффективности воспитательной системы соответствуют требованиям федеральных нормативных правовых актов.

 

 Содержание воспитательной работы

 

Формирование представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей

Учитель и ученик: взаимопонимание, взаимодействие, сотрудничество

Ученик – ученик: взаимоотношения, взаимодействие

Культура учреждения: быт, уклад, отношения и градации

Творчество и индивидуальность

Содержание воспитания

1.Выработка у учащихся нравственных качеств: созидательная, личная и общественная деятельность, видение вариативности достижения цели, выполнение личных обязательств, умение планировать и самоконтролировать свою деятельность, защита личных убеждений.

2.Изучение индивидуальных особенностей каждого ученика

1.Развитие у учащихся интереса и интеллектуальных умений, необходимых для творческой деятельности.

2.Создание ситуаций переживания детьми чувства поддержки и взаимопонимания.

3.Обучение детей умению видеть практическую необходимость полезной деятельности и владеть способами выполнения их с учетом требования «не навреди всем»

1.Усвоение  учащимися понятий «культура», «культура социальных отношений, включая правовое и экономическое.

2.Создание практических нормативных документов по обеспечению воспитательной работы: Концепции воспитательной работы гимназии, Программы воспитательной работы, плана воспитательной работы в соответствии с федеральными нормами и стандартами.

1.Работа над умением детей планировать свою работу и видеть варианты реализации плана.

2.Обучение учащихся использованию специальных методов творческой деятельности: метод «мозгового штурма», контрольных вопросов, синтетика  т.д.

3.Воспитатние у детей умений более высокого уровня – находить проблемы

4.Создание условий для развития у детей умения критиковать конструктивно идею, а не ее автора

Воспитательные мероприятия

1.Повышение уровня воспитательной направленности уроков

1.Повышение уровня организации классного самоуправления в классе

1.Проведение традиционных для гимназии мероприятий в рамках принятого плана воспитательной работы.

2.Проведение мероприятий, способствующих изучению нормативной базы гимназии (Совет старшеклассников, работа ученического Парламента)

1.Проведение мероприятий по активизации культуры общения гимназистов.

2.Проведение тематических классных часов

 

Формирование гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека

Учитель и ученик: взаимопонимание, взаимодействие, сотрудничество

Ученик – ученик: взаимоотношения, взаимодействие

Культура учреждения: быт, уклад, отношения и градации

Творчество и индивидуальность

Содержание воспитания

1.Формирование гражданственной компетенции ученика: готовность и способность активно и ответственно реализовать весь комплекс гражданственных прав и обязанностей, умение применять свой опыт на практике.

2.Формирование основополагающих ценностей российского общества, определения гражданственного самосознания.

3.Организация правового пространства с целью ориентирования в этом пространстве, создания ситуации проживания в этом пространстве, в т.ч. ситуации неожиданные, в которых нужно найти свой способ поведения и отношения

1.Формирование умения создавать вокруг себя  и своих товарищей среды взаимоуважения, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласованности в деятельности с другими учащимися.

1.Создание в гимназии демократического уклада жизни.

2.Выработка у учащихся идей патриотизма.

3.Выработка основ демократизации в рамках работы гимназического самоуправления

1.Создание условий для индивидуальной творческой работы в рамках проводимых мероприятий городского масштаба.

2.Формирование принципов гражданственного патриотизма за родную гимназию, готовность отстаивать честь родного учебного учреждения в рамках проводимых городских мероприятий

Воспитательные мероприятия

1.Проведение мероприятий париотического характера,

 

направленных на

формирование гражданственной компетенции ученика: готовность и способность активно и ответственно реализовать весь комплекс гражданственных прав и обязанностей, умение применять свой опыт на практике.

2.Формирование основополагающих ценностей российского общества, определения гражданственного самосознания.

 

1.Организация участия в работе гимназической детской организации «Перспектива – 21 век».

2.Разработка социальных проектов.

3.Организация работы "

1.Проведение традиционных для гимназии мероприятий в рамках принятого плана воспитательной

работы.

2.Организация работы по выполнению плана работы с ветеранами.

1.Участие в городских научно – практических конференциях, в творческих конкурсах.

 

Формирование физической культуры, навыков здорового образа жизни

Учитель и ученик: взаимопонимание, взаимодействие, сотрудничество

Ученик – ученик: взаимоотношения, взаимодействие

Культура учреждения: быт, уклад, отношения и градации

Творчество и индивидуальность

Содержание воспитания

1.Организация работы по укреплению здоровья учащихся с учетом их возрастных особенностей.

2.Сосавление правильного режима дня.

3.Формирование у учащихся потребности к ведению здорового образа жизни, а так же устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, спорту, здоровому образу жизни.

1.Формирование умения создавать вокруг себя  и своих товарищей среды здорового образа жизни.

1.Создание в гимназии атмосферы здорового образа жизни.

2.Разработка плана работы гимназии в соответствии с сан.эпид нормами.

3.Развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры.

1.Выработка у учащихся потребности в создании индивидуального режима дня, планирование своей работы в соответствии с составленным режимом.

2.Участие в гимназических и городских спортивных мероприятиях.

Воспитательные мероприятия

1.Проведение тематических классных часов по здоровому образу жизни.

2.Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся.

3.Проведение тематических родительских собраний по информированию родителей о состоянии здоровья учащихся и формированию правильного и здорового образа жизни детей в социуме.

1.Участие в спортивных мероприятиях с целью пропаганды здорового образа жизни и умения работать в команде.

2.Участие в проведении внеклассных мероприятий по здоровому образу жизни («День здоровья», тематические спортивные мероприятия и соревнования).

1.Организация работы гимназического Парламента и Совета старшеклассников в выработке свода правил и положений по здоровому образу жизни.

2.Выпуск газет детской организации гимназии «Перспектива – 21 век» - «Здоровый образ жизни».

3.Проведение тематических лекториев по здоровому образу жизни с приглашением спец.

1.Участие в городских и гимназических акциях по пропаганде и ведению здорового образа жизни.

2.Умение проявлять физическую активность.

 

 

 

КОНТАКТЫ

Адрес: Россия, Ростовская область, г.Волгодонск, ул.Советская, 138


Телефон: (8639)22-29-80

E-mail: gymnasia_yurid1@mail.ru

Сайт МОУ гимназии "Юридическая", 2011

счетчик посещений